12 мая 2012, 01:06 / D-Jessica F

Рэп как средство массовой коммуникации

Статья, написанная мной для конференции по психологии массовой коммуникации. СибГАУ, 2011 год.Автор: Д. Е. ФадееваНаучный руководитель – И. С. Сизых

Рэп как средство массовой коммуникации

РЭП КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Прежде всего, следует дать определение массовой коммуникации. Массовая коммуникация – это совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. [1. С. 334.]

Тогда средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение этих  информационных сообщений на большие территории.

Процессы массовой коммуникации как специфического вида речевой деятельности характеризуются сложностью и неоднородностью. Однако любая массовая коммуникация представляет собой схему с наличием неких элементов. К основным признакам и условиям функционирования массовой коммуникации можно отнести следующее:

-          наличие технических средств, обеспечивающих возможность существования массовой коммуникации, а также ее регулярность и тиражированность. В технические средства входят средства массовой информации, средства массового воздействия и сами технические средства.

-          социальная значимость передаваемой информации. Информация, предоставляемая для массовой коммуникации, должна быть актуальной, своевременной, общественно важной.

-          массовая аудитория, которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

-          многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающие вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Рэп – это один из основных элементов стиля хип-хоп, речитатив, положенный на ритм (бит). Рэп-культура в ее современном виде появилась в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, а в Россию рэп проник лишь в середине 80-х. Русский рэп бывает разным: есть лирический рэп, стихи в треках которого напоминают поэзию, а есть и, наоборот, дворовый рэп, тексты которого не поддаются правилам грамотного русского языка и часто выходят за рамки цензуры. Есть и другой рэп. Его интересной отличительной особенностью является жизненность, а именно его проблематика. В таких рэп-треках часто затрагиваются политические, социальные проблемы, важные, насущные и злободневные. Исполнители пользуются правом, данным Конституцией, а именно – правом на свободу слова. Они выражают свои мысли открыто, рассказывают их как будто лично каждому, но выставляют их на всеобщее обозрение перед широкой аудиторией слушателей, поэтому публика легко воспринимает информацию, доверяет ей.

Так, одним из лучших рэп-исполнителей России в 2011 году считается Noize MC. Он – автор множества треков с текстами, посвященными политической ситуации в нашей стране, социальным проблемам. В данном исследовании мы рассмотрим некоторые примеры из его творчества, так как у него они наиболее яркие и острые, а язык – живой и богатый.

Итак, в треке «Мерседес S 666» Noize MC рассказывает своё видение ужасной аварии, произошедшей в феврале 2010 года в Москве. Тогда на Ленинградском проспекте столкнулись два автомобиля: за рулем одного из них сидел Анатолий Барков, вице-президент Лукойла. Две женщины, находившиеся в другом автомобиле, скончались. Виновной в этом происшествии была признана Ольга Александрина, водитель второго автомобиля, хотя свидетели аварии утверждали, что виновником был Барков. Noize MC в этом треке ведет рассказ от лица самого Баркова, где обличает несправедливость вынесенного приговора, коррумпированность суда.

«Обладаю умением изменять пространство и время.
Выходят из строя разом все камеры наблюдения,
Если на них засняты улики моего преступления,
И засуньте себе поглубже своё народное мнение.
Людишки погалдят, погалдят и угомонятся,
Моська лает, слон остаётся при чистой репутации
Я признаться уже и не помню толком
Кто такие Вера Сидельникова и Александрина Ольга»

Еще одна история от этого же исполнителя рассказана в треке «Бамбук». Этот трек о вседозволенности полиции, о тех людях, кто призван защищать простой народ и охранять их спокойствие, но в действительности далеко не все из них выполняют свои обязательства, многие наоборот – злоупотребляют своими полномочиями в личных целях.

«Руки — чтоб держать дубинку, голова — чтобы носить фуражку.
Во избежание нанесения телесных тяжких,
Меня бояться надо. Что, ещё не страшно?»

Эти строки достаточно понятно рисуют отношение рэпера к людям в форме, и с этим отношением трудно не согласиться.

Помимо политических треков, у Noize MC есть треки, посвященные пропаганде здорового образа жизни. Так, трек «Жизнь без наркотиков» рассказывает о пагубном влиянии наркотических средств на тело и мозг молодых людей. Исполнитель говорит об этом на языке молодежи, чтобы она легче воспринимала его пропагандистские идеи. Эта антиреклама не звучит как нудное, навязчивое принуждение не употреблять, и именно поэтому, на мой взгляд, такая пропаганда имеет высокий уровень эффективности и большой шанс на успех.

«Выбери жизнь без наркотиков,
Светлую жизнь без наркотиков!»

Еще одна песня на данную тему носит название «Реквием по мечте», там есть следующие строчки:

«Реквием по мечте - спасибо наркоте.
Мы вроде живы пока, но уже не те,
Нам кто-то что-то говорит, но мы уже оглохли,
Мы чахнем, мы сохнем, мы скоро сдохнем!»

На основе этого материала можно сделать следующий вывод: рэп действительно является средством массовой коммуникации. Ведь в нем присутствуют все главные признаки массовой коммуникации.

Во-первых, рэп передается при помощи таких средств массовой информации как радио, телевидение и интернет, повсеместно проходят различные рэп-концерты, что можно отнести к средствам массового воздействия.

Во-вторых, информация, которая выносится в массы при помощи рэпа, как мы уже убедились, имеет явно высокую социальную значимость, важность и актуальность.

В-третьих, у рэпа есть своя массовая аудитория, большая часть которой является молодежью. По данным Федеральной службы государственной статистики на 2009 год численность молодежи Российской Федерации от 15 до 29 лет составляет 33 009 000 человек, что составляет 23,3 % от всего населения России. [3. С. 63.]

В-четвертых, рэп, как и любое другое средство массовой коммуникации, отличается многоканальностью. В большинстве случаев, используется такой канал передачи информации, как аудитивный, но иногда может использоваться и аудитивно-визуальный.

Таким образом, у рэпа как инструмента СМК в наличии есть немало преимуществ, и одним из самых ярких является легкий доступ к сознанию молодежи. Ведь в возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса личности.  Работа с сознанием молодежи знаменует перспективу на будущее.

Еще одним преимуществом рэпа перед другими средствами массовой информации можно считать язык рэпа. Он наполнен метафорами, сравнениями и другими интересными выразительными средствами. Кроме того, язык этот приближен к народу, практически отсутствует научная лексика, большинство словесных оборотов принадлежит к разговорному языку.

Близким по смыслу к преимуществу, упомянутому выше, является рифма. Рэп – стихи, которые читаются под ритмичную музыку, а рифмованный текст легче запоминается и воспринимается слушателями, нежели текст, написанный в прозе.

Следующее преимущество рэпа – высокая эмоциональность. Экспрессивность и яркая эмоциональная окраска рэп-текста повышает внимание со стороны слушателей к затронутой в треке проблеме. Эти проблемы обрисовываются в текстах в виде живых образов, что сразу западает в душу слушателей.

Однако, несмотря на все выше перечисленные преимущества рэпа, у него, как у любого другого средства массовой коммуникации, есть и свои недостатки.

Во-первых, в рэпе практически отсутствует доказательность и аналитичность. Все предложенные доводы основываются только на мыслях самого автора-исполнителя. Редко приводятся реальные цитаты действующих лиц, статистика произошедшего.

Во-вторых, нет наглядной, визуальной части коммуникационного сообщения. С помощью рэпа возможно пронести в массы только саму идею, то есть аудио-составляющее сообщения. А ведь визуальные образы могли бы помочь в большинстве случаев, проще донести главную информацию до слушателя.

В-третьих, аудитория рэп-слушателей очень специфическая. Как уже было сказано выше, большую часть этой аудитории составляют молодые люди. Значит, как следствие, взрослое поколение выпадает из аудитории и не получает отправляемую по средствам рэпа информацию.

Но, не беря во внимание все эти недостатки, рэп в целом можно считать отличным средством массовой коммуникации, так как он сочетает в себе многие свойства, которые направлены на убеждение людей в достоверности идеи. В теории Ричарда Харриса о возможности влияния на человеческую психику существует четыре метода. Среди них информационный, эмоциональный,  патриотический методы и метод пробуждения страха. [4. С. 81 – 82] В рэпе чаще всего используются два метода:

  1. Эмоциональный

Влияние на эмоции зачастую самый лучший способ повлиять на наши убеждения и, в конечном итоге, на поведение. В рэпе очень часто применяется именно этот, эмоциональный, метод влияния. Рэперы взывают к эмоциям слушателей через следующие факторы:

- Музыка. Согласно теории Н. Левашова, музыку можно рассматривать, как один из инструментов влияния на сознание человека и, следовательно, как разновидность пси-оружия. [2. С. 56] Хотелось бы обратить особое внимание на периодичность повторения низких звуков, так называемый, ритм. Периодически повторяющиеся низкочастотные звуки не только провоцируют у человека определённую эмоциональную реакцию, но и в состоянии навязать ему это эмоциональное состояние. А в рэп-музыке как раз прослеживается очень четкий ритм.

- Сам исполнитель. Имидж рэпера – это всегда образ «своего парня с соседнего двора». Его манера говорить, особенность языка всегда проста, понятна, звучит по-родному. Создается впечатление, как будто ты знаешь этого человека уже очень давно и, действительно, живешь с ним по соседству. На этой основе этих теплых, дружеских эмоций возникает доверие.

2. Метод пробуждения страха

Этот метод довольно часто используется в рэпе, когда речь идет об антипропаганде асоциального поведения. Асоциальное поведение может выражаться в употреблении наркотиков, в алкоголизме, в склонности к фашизму и национализму. Рэперы ведут борьбу с этими социальными «недугами», рассказывая устрашающие истории либо из своей личной жизни, либо истории, свидетелями которых они стали.

Методы влияния на человеческую психику, выявленные Харрисом, являются весомым доказательством в определении рэпа как средства массовой коммуникации.

Итак, рэп можно считать кладезью исторических артефактов, ведь он отражает мысли, мнения и идеи об актуальных проблемах и о жизни общества, присущие современным людям, а так как эти артефакты громко заявлены перед публикой, в интернете, по телевидению, то речь идет уже о массовой коммуникации. Рэп является очень мощным средством на пути к становлению общественного мнения.

Список литературы:

  1. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 668 с.
  2. Левашов Н.В. Сущность и разум. Т. 1. — Научно-популярное издание: Сан-Франциско, 2001. — 156 с.
  3. Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. – 166 с.
  4. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2001. – 128 с.

Рейтинг 1 2865 0
Понравилась статья — поделись ссылкой в соц.сетях, нажми кнопку.


коменты
Добавить комментарий
x
В рубрике
6 июня 2017, 16:31 / Пресс-служба СибГАУ
СибГУ им. М.Ф. Решетнева поднялся в Национальном рейтинге университетов
30 мая 2017, 16:09 / Пресс-служба СибГАУ
35 направлений подготовки СибГУ им. М.Ф. Решетнева вошли в перечень специальностей, при поступлении на которые можно получать денежную выплату дополнительно к стипендии
27 апреля 2017, 11:56 / Пресс-служба СибГАУ
В 15:00 28 апреля в СибГАУ-опорном университете Красноярского края состоится Фестиваль национальных культур «SIBSAU INTERNATIONAL 2017»!
24 апреля 2017, 11:48 / Пресс-служба СибГАУ
СибГАУ подписал ряд соглашений о сотрудничестве с высокотехнологичными предприятиями Красноярского края
14 апреля 2017, 15:15 / Пресс-служба СибГАУ
СибГАУ стал единственным в крае вузом, получившим право на подготовку абитуриентов -иностранцев к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке за счет бюджета в 2018/2019 учебном году


Комментируем

Санек 14 февраля 2018, 09:36
Привет!Понравился ваш сайт, решил написать.Обратил внимание, что на вашем сайте плохо настроен сбор подписчиков и заявок. Наверняка, из-за этого...
Александр SIM 6 февраля 2018, 02:36
ПРИВЕТ! Сидишь дома, в деревне, не знаешь чем заняться? ._________________**_**____________________ДЛЯ ВСЕХ ДОМОСЕДОВ _______ предлагаю...
Абанцева Ольга 23 ноября 2017, 15:01
Ольга, ссылка на кураторов проекта в материале. Они обязательно подскажут.
Сибкосметика 22 ноября 2017, 10:36
Часто путают и пытаются поставить на классику металлические струны. А на классической подставка просто приклеена к деке, а не крепится сквозь корпус,...
Krasnovosti.ru 8 ноября 2017, 21:49
Ни чего он теперь не открывает. (2017 год.)Город наверное, по мнению банка, не достоен такой чести, как работа с ОМС.
Надя 15 октября 2017, 18:43
Наконец-то вменяемое обяснение
соколова наталья 19 августа 2017, 14:30
кто нибудь может подсказать телефон оператора? срочно!!!!!
© 2012 ПроКрай, зеркала prokray.ru, прокрай.рф
Про Красноярск и Красноярский край 18+
Twitter RSS